ЗИС-5В

Во время экспедиции по России удалось найти редчайший автомобиль ЗИС-5В 1943 года выпуска. Согласно имеющимся у нас документам, в 1947 году колонна военных грузовиков вместе с демобилизованными водителями была направлена на лесозаготовки. Среди них был участник войны Лисин Яков Фёдорович, который со своим ЗИСом попал на мебельный комбинат, где честно трудился всю свою жизнь. Подробнее о процессе реставрации автомобиля ЗИС-5В Вы можете прочитать в статье "Реставрация ЗИС-5В".

ЗИС-5В представляет собой несколько упрощённую разновидность грузовика ЗИС-5 образца 1933 года. Во время Великой Отечественной войны, после эвакуации завода ЗИС, на базе Ульяновского завода в феврале 1942 года было принято решение начать выпуск в условиях военного времени упрощённого варианта одного из самых популярных советских грузовиков 30-40 годов XX века - ЗИС-5. После возвращения завода ЗИС в Москву в июле 1943 года, выпуск ЗИС-5В продолжился и там, при этом были достигнуты значительные производственные мощности - с конвейера сходило до 150 грузовиков ЗИС-5В в сутки, а всего за период войны завод выпустил в свет более 100 тысяч автомобилей ЗИС-5В. С 1944 года выпуск ЗИС-5В начался и на заводе УралЗИС.

Война наложила свой отпечаток на комплектацию автомобиля и используемые для его производства материалы. Поскольку в условиях военного времени жизнь фронтового автомобиля не так уж и длительна, а материалы дефицитны, было решено максимально упростить и удешевить конструкцию грузовика. Изменения коснулись кабины - она вместо жести теперь обивалась деревянными рейками, округлые выпуклые крылья были заменены более простыми плоскими крыльями, вместо двух фар устанавливалась лишь одна, левая, тормоза имели привод только на задние колеса. Кузов грузовика был оснащён лишь одним откидным бортом - задним. Таким образом, ЗИС-5В получился значительно дешевле и проще своей базовой модели.

Во время войны ЗИС не только упрощался, но и модернизировался - появились передние буксировочные крючья, очень удачно спроектированные, столь необходимые в условиях плохих дорог. Они сохранились до самого конца выпуска знаменитых Трехтонок, а водителя довоенных машин старались установить их и на свои машины. 

Двигатель у данного экземпляра при восстановлении оставили не совсем «родной», более поздний, модели УралЗИС-353. Это объясняется тем, что реставраторы Retrotruck'а восстанавливали конкретный автомобиль, находившийся с 1947 года «в одних руках». Яков Федорович, бессменный водитель этой машины, установил этот двигатель в одном из дальних рейсов, и реставраторы не стали его менять на родной, который представлен в качестве экспоната отдельно от машины.

Упрощения военного времени себя оправдали – экономия металла составила 124 кг, что для воюющей страны было крайне важно. Вместе с этим машина не потеряла своих исключительных качеств по надёжности и проходимости, даже отсутствие передних тормозов не стало минусом – и у довоенных ЗИСов передние тормоза частенько отключали, а иногда и снимали полностью, тросовый привод доставлял много хлопот водителям. 

Задний мост остался прежним, без изменений, только на некоторых партиях ЗИС-5В устанавливались полуоси упрощенной конструкции, из двух частей. Также упрощённая тормозная система требовала приложения большого усилия для торможения. Однако, достоинства ЗИС-5В перевешивали его недостатки. Грузовик был собран из 4500 деталей, большинство из которых вывести из строя их можно было только при крайне неумелом обращении. Также весь крепёж на автомобиле был выполнен в 10 типоразмерах, что упрощало разборку элементов для его ремонта. Разобрать, починить и собрать автомобиль можно было с минимальным количеством инструмента, что очень важно в условиях фронтовой эксплуатации. Кроме того, двигатель ЗИС-5В был неприхотлив к качества топлива и хорошо запускался даже при очень низких температурах воздуха.

После завершения войны ЗИС-5В еще долго оставался в строю - грузовик выпускался вплоть до 1958 года. Послевоенные модификации ЗИС-5В подверглись некоторым конструктивным доработкам - были усилены полуоси заднего моста, установлены гидравлические тормоза вместо механических, постоянно модернизировался мотор. Героически пройдя войну как универсальный бортовой грузовик, ЗИС-5В нашёл множество применений и на гражданской службе - на его базе изготавливались самосвалы, пожарные автомобили, автокраны. 

Щиток приборов – аналогичный довоенному, изменений не получил. По-прежнему на нём установлены манометр, центральный переключатель света, амперметр и спидометр. Кроме того – ручка «подсоса» и подсветка приборов.

Рулевое колесо с кнопкой звукового сигнала, стеклоочиститель, щиток приборов – вот и все нехитрое оборудование внутри кабины. Двери мели стеклоподъемники и во время войны, кроме того и компрессор для накачки шин устанавливался на ЗИСы всегда.

Восстановленный ЗИС-5В принимал участие в съемках многих фильмов, среди них – «Пепел», «Отрыв», «Крик совы». На фото – оригинальный кронштейн запасного колеса, очень редкий, один из нескольких сохранившихся в мире. Кронштейн крепился к кузову, а не к раме автомобиля, и выпускался до 1947 года. Колеса на автомобиле установлены американские, Ленд-Лизовские, размером 7.50*20.