ГАЗ АА Первая маршрутка страны

ГАЗ 0330

Сборку автобуса следует начинать, конечно же, с шасси. Автобусы ГАЗ-0330 были на двух шасси: ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Последнее заменило первое на ГАЗовском конвейере примерно в 1938 году, соответственно и автобусы стали «строиться» на шасси нового образца.
Поскольку все сохранившиеся экземпляры ГАЗ-0330 «базируются» на шасси ГАЗ-ММ, мы решили наш будущий автобус восстанавливать на шасси АА, более раннем — таких автобусов не сохранилось вообще.
Конечно же кощунственно для восстановления брать целую «Полуторку» в качестве донора — их и так осталось очень мало! Поэтому мы решили собирать шасси «с миру по нитке», буквально по кускам. Стали искать детали по всей стране. Особенно помог Север — именно там мы нашли и приобрели отличную раму модели АА

Кроме того, были найдены такие редкие детали, как моторный щит (встречаются конечно довольно часто, но в таком хорошем состоянии найти очень сложно), который как раз был очень нужен для автобусного кузова, капот, диски и прочие основополагающие элементы.

Особенно запомнилась поездка за зап. частями в Медвежьегорск — в огромной куче «зап. частей» (или металлолома, называть можно «по вкусу») нам удалось отыскать колодки, тормозные барабаны, рессоры, части трансмиссии и многое, многое другое. Даже такие мелочи, о которых не сразу и вспомнишь, находились среди армейских печек-буржуек, котелков и прочего «мусора войны»… Огромная благодарность товарищу, который сохранил все это железо, а не просто сдал в металлолом, как поступило бы абсолютное большинство людей!

От количества ценных деталей старичок Фолькс всякий раз сильно просаживался, но довозил ценные детальки до реставрационной мастерской в целости и сохранности, за что ему тоже огромное спасибо!

Кузов автобуса ГАЗ-0330 конструктивно схож с кузовом ЗИС-8. Принципиально он отличается там, что крыша одноуровневая, без выступающего «фонаря». Опыт, полученной командой реставрационной мастерской Retrotruck при реставрации автобуса ЗИС-8, очень пригодился при восстановлении ГАЗ-0330. Удалось избежать многих ошибок, многие нюансы и «тонкие места» были ясны.

В деревянных стойках делаются пазы для отпускных стекол, автобус оборудован стеклоподъемниками. Пояс между крышей и стеклами закрывается фанерными щитками, обклеенными дерматином.

«Фонарь» крыши обшивается фанерой, которая красится. В автобусе ЗИС-8 она оклеивается. Штапики тоже проще чем на ЗИСе — изготовляются из обрезков фанеры.

Пол традиционно выполнен из шпунтованной доски, никаких лючков не предусмотрено. Снимается только полик под сидением водителя — так же как и на грузовом ГАЗ-АА. Это необходимо для доступа к аккумуляторной батарее.

Моторный щит — стандартный, ГАЗ-АА. Отличия только в боковых панелях, соединяющих моторный щит с передней стойкой кабины. Для Горьковских автобусов ГАЗ-0330 характерны именно такие панели, а для Ленинградских автобусов на базе Полуторки характерны панели с «плавным переходом» к кузову, так называемой «обтекаемой формы». Про Ленинградский вариант ГАЗовского автобуса мы напишем в отдельном разделе.

Вид сзади. Было два варианта задних дверей — с одной створкой и с двумя распашными дверцами. И тот, и другой вариант выпускался массово, просто в разное время.

Двери изготавливались отдельно и монтировались уже на готовый кузов.

Автобус послевоенного выпуска. Установка кузова на раму. Обратите внимание, как на Полуторках обозначался номер шасси — краской на раме! Впрочем, таким же способом наносились номера и на значительно более поздние ГАЗовские машины.

Загрунтованный кузов ГАЗ-0330 установлен на шасси. Двери крепятся на трех петлях, сами петли отличаются от «грузовых» — они другой конфигурации.

Моторный щит — стандартный, панель над лобовым стеклом (аншлаг) имеет специальные «лувры» для вентиляции, маршрутный указатель и два фонаря. Обшивка двери изогнута под определенным радиусом, в стойках есть паз для отпускных стекол.

Крышка автобуса обтягивается брезентом, прокрашивается в несколько слоев. После грунтовки выявились некоторые «шороховатости» — не удалось создать нужную геометрию заднего угла. Это единственное место в кузове автобуса, где мы применили шпаптлевку. Остальные листы обшивки — просто загрунтованное железо.

Пол окрашен глифталевой краской, которая имеет очень специфический запах. У ГАЗовских автобусов не были предусмотрены рейки на полу, но встречались экземпляры, на которых уже «на местах» набивались рейки.

Потолок покрашен светлой краской, такой же, как верхняя часть кузова. На заводе красили одновременно крышу и снаружи, и изнутри. В крыше устанавливались стандартные фонари.

Все органы управления — стандартные, добавляется только рычаг-контроллер и тумблеры включения света в салоне и подсветки маршрутного указателя.

Автобус после покраски, в процессе окончательной сборки и наладки. На фото видна оригинальная резина модели Я-4, довоенные фары, звуковой сигнал.